Знание факторов восприятия цвета
- ФАКТ: Разные группы людей могут по-разному воспринимать один и тот же цвет.
- А ТАКЖЕ, культурные различия: Цвета могут иметь разное значение в зависимости от культурного контекста. Например, белый цвет в одних культурах может символизировать чистоту, в то время как в других он ассоциируется с трауром.

Не все цвета одинаково влияют на людей. Рассмотрим основные цвета, часто используемые в SMM-дизайне, и их ассоциации.
Красный
Эмоции: Энергия, страсть, сила.
Применение: Отличный выбор для акцентирования важных элементов, например, в кнопках «Купить». Бренды, такие как Coca-Cola, используют красный для привлечения внимания к своим продуктам.
Данный оттенок популярен для ниш:
- Питание — голод, желание;
- Техника — смелые решения;
- Транспорт — мужество, мощность;
- Одежда — привлечение внимания, сексуальность;
- Сайты знакомств, нижнее белье — любовь, страсть, эротика.
Поэтому компании активно используют его в дизайне своих логотипов, например, Макдональдс, Эльдорадо, МТС, Альфа.
Не подходит для:
- Науки, техники — противоположность инноваций и интеллекта;
- Социальные сети — опасность, тревога;
- Медицина — боль, кровь, страх.


Оранжевый
Эмоции: Радость, оптимизм, теплота.
Применение: Создает положительное настроение, подходит для брендов, которые хотят вдохновить своих клиентов на действия.
Компании, которые активно используют оранжевый цвет: Fanta —апельсины, насыщенный вкус, праздничное настроение. Nickelodeon — детский канал, символизирует дружбу, радость, веселье.
Оттенок создает призыв к действию — покупке или подписке. Популярен для использования в нишах:
- Техника и IT — ассоциации «всегда в тренде»;
- Еда — яркий отличный вкус;
- Агрокультура — качество, натуральность;
- Детские товары — радость, счастье;
- Развлечение — веселье, интерес;
- Недвижимость — домашний уют, тепло, стабильность, комфорт.
Не подходит для:
- Авиакомпаний — оранжевый будет ассоциироваться с опасностью, огнем, а нужно успокоить пассажиров, вселить уверенность в компании;
- Финансы — символизирует дешевизну и доступность, поэтому неудачный вариант для этого бизнеса;
- Ландшафтный дизайн — видели в цветущем саду оранжевые оттенки? Здесь скорее уместен зеленый;
- Питьевая вода — оранжевый вызывает ассоциации с грязной ржавой водой.



Желтый
Эмоции: Счастье, солнечный свет, оптимизм.
Применение: Часто используется в детских товарах и для привлечения внимания к акционным предложениям.
Популярен для использования в дизайне:
- Энергетическая промышленность — отражает энергию, динамику;
- Фастфуд — скорость и аппетит;
- Коммуникация и логистика — дружелюбность, помощь;
- Развлечения, товары для детей — веселье, радость, игра;
- Сельское хозяйство — урожай, достаток;
- Автомобили — скорость, логика, рациональность;
- Хозяйственные товары — мотивация к действию.
Так, например, телеканал СТС позиционирует себя как «классический развлекательный канал». Он использует желтый логотип, который подчеркивает направленность — кино для всей семьи.
Данный цвет завоевал популярность в 2018 году в одежде, музыкальных клипах, графическом дизайне, прикладном искусстве и удерживает позиции по сей день. По версии Pantone, желтый — это цвет 2021 года.
Светлые оттенки создают ощущение счастья и спокойствия, темные — постоянства и стабильности. Поэтому одна из известных марок шампанского Veuve Clicquot использует на этикетках ярко-желтый оттенок с золотым.
Не подходит для использования в нишах:
- Медицина — веселье, радость, счастье — этого не ощущают болеющие люди;
- Авиакомпании — нет серьезности и стабильности, которая требуется при полете;
- Информационные технологии (IT) — вызывает ощущение беззаботности, импульсивности.



Зеленый
Эмоции: Природа, гармония, спокойствие.
Применение: Идеален для брендов, которые хотят подчеркнуть свои экологические ценности, например, в фитнес-центрах или магазинах здорового питания.
Зеленый часто используют в дизайне магазины или банки, чтобы клиент получил ощущение отдыха. Популярен для:
- Энергетики — экологичность;
- Финансов — доверие, рост, развитие;
- Питания — свежесть, натуральность;
- Техники и цифровых технологий — дружелюбность;
- Домашнего хозяйства, клининга — чистота;
- Сетевых магазинов — открытость, дружба;
- Медицины — здоровье, безопасность;
- Туризма — легкость, релакс.
Возьмем супермаркет ВкусВилл. Компания позиционирует себя, как продавца экологически чистых продуктов собственного производства. Зеленый цвет бренда символизирует натуральность, органичность, полезность для здоровья.
Кому не подходит:
- Сайты знакомств — зеленый расслабляет и успокаивает, а не настраивает на романтический лад, не возбуждает чувства;
- Нижнее белье;
- Фастфуд — тут требуется вызвать аппетит, а не подчеркнуть экологичность продуктов.

Голубой
Эмоции: Доверие, стабильность, спокойствие.
Применение: Часто используется социальными медиа, такими как Facebook или ВК, для создания атмосферы надежности. А также в медицине.
Синий и голубой используют в элементах бренда, дизайна или на веб-сайтах банки, бизнес, корпорации, потому что цвет показывает силу, надежность компании. Популярен для:
- Социальных сетей — общение, доверие, честность;
- Науки, техники — надежность, спокойствие, уверенность;
- Финансов — доверие;
- Автомобилей и авиакомпаний — безопасность, надежность;
- Медицины — доверие, надежность;
- Средств гигиены, клининга — свежесть, чистота, здоровье;
- Сетевиков —доверие, качество.
Синий и голубой активно используют международные компании: Skype, LinkedIn, Twitter, Bank of America, VISA.
Не подойдет для:
- Питания, ресторанов — синий успокаивает, подавляет аппетит;
- Праздников — будет передавать ощущение покоя, умиротворения, а не драйва и веселья.



Фиолетовый
Эмоции: Роскошь, творчество, загадочность.
Применение: Подходит для создания престижного имиджа и привлечения внимания к творческим проектам.
Психологи утверждают, что фиолетовый оказывает негативное влияние на душевное состояние. Он нравится самокритичным людям, а его использование в небольшом количестве повышает самооценку.
Цвет представляет собой смесь красного и синего, несет характер обоих оттенков. Символизирует королевскую власть, роскошь. В психологии ассоциируется с человеческой психикой, космосом, духовностью.
Для маркетинга используется довольно редко, один из примеров — в начале 20-го века компания Cadbury сделала фиолетовым свой логотип. Хотя этот цвет подойдет многим компаниям, так как он вызывает уважение у покупателей.
Хорошо использовать в нишах:
- Финансы — можно положиться, довериться;
- Медицина — спокойствие для пациентов, здоровье, процветание;
- IT — современность, качество;
- Продукты питания, особенно сладости — расслабляет мышление, поэтому вызывает желание приобрести сладкое;
- Одежда и обувь — тренд и высокая мода;
- Творчество — креативное начало;
- Салон красоты — ощущение роскошности.
Можете заметить, как активно фиолетовый используют благодаря этим ассоциациям в разных сферах: шоколадка Milka, IT‑технологии Yahoo!
Кому не подойдет:
- Энергетика — противоположность огня, силы, мощности;
- Свадебная индустрия — лавандовый будет выглядеть холодным, а другие оттенки фиолетового слишком тяжелые, не передающее нежность и легкость;
- Недвижимость — ассоциации загадочности и духовности однозначно не помогут в данной сфере;
- Автомобили — нужна стабильность, безопасность, уверенность: данный цвет не передаст этих эмоций.



Что если мы заменим привычные цвета на несоответствующие нише?




Последствия неправильного выбора цветов для бренда.
Неподходящие цвета могут вызывать у аудитории негативные эмоции или ассоциации, и это сильно снижает уровень доверия к бренду.
Происходит путаница в идентичности: Несоответствующие цвета могут затруднить узнаваемость бренда и сделать его менее заметным на фоне конкурентов. Итог — хана продажам.
Встречаем упущенные возможности: Неправильное цветовое оформление может привести к потере потенциальных клиентов, так как многие могут не понимать ценности, которые бренд предлагает, из-за неверного визуального восприятия.
Примеры успешного использования цвета в бизнесе:
- @starbucks — использование зеленого цвета в своих постах создает атмосферу уюта и связи с природой.
- @nike — оранжевый цвет в их коммуникации вызывает чувство энергии и вдохновения, побуждая подписчиков к действию.
Эти примеры иллюстрируют, как цвета могут формировать образ бренда и влиять на поведение потребителей в социальных сетях.


И что мы имеем?
Психология цвета является важным аспектом в маркетинге. Правильный выбор цветовой гаммы помогает привлечь внимание, подчеркнуть уникальность и вызывать необходимые эмоции у аудитории.
Используйте свои знания о психологии цвета для создания классного, а, главное, эффективного дизайна, который поможет вашему бизнесу достичь маркетинговых целей и выделиться на фоне конкурентов. При этом не забывайте, что восприятие цвета может варьироваться в зависимости от множества факторов, включая культуру и индивидуальные особенности аудитории.
Наймите спеца — делегируйте грамотно)